Галина Р. Иванкина. (zina_korzina) wrote in ru_1950s,
Галина Р. Иванкина.
zina_korzina
ru_1950s

Categories:

СТИЛЯГИ.


Стильно одетые молодые люди. Начало 1950-х.
Внимание! Все картинки в данном постинге - кликабельны!

Их называли "плесенью" и "мусором". Их выгоняли из ВУЗов за ношение американских штанов и "неуставные" танцы. Им говорили, что они - враги советской власти наравне с вредителями и ворами. А они не были против советской власти, они были целиком аполитичны и просто хотели жить, как им нравится.


"Стильный галстук мой..."
Галстуки стиляг. Взято с сайта http://www.schkura.ru/


Итак, если уж по-научному, то Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.



Кадры из фильма "Серенада Солнечной Долины".

Считается, что основной причиной появления субкультуры стиляг явилась психологическая защита определённой части молодёжи от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатленного в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта.

Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан»,«Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.


Слева - Трофейная немецкая открытка.
Справа - Предметы роскоши. Взято с сайта http://www.schkura.ru/


Кроме того, вернувшиеся из Европы, победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти, вышедшие из моды, предметы и стали основой для создания гардероба первых стиляг.

Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.


Стиляги. Середина 1950-х.

***

Установить, когда возник этот термин, невозможно, однако, существует мнение, что он пришел из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».


Американские журналы.

«Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть горячие поклонники Соединённых Штатов).


-Слева - молодые люди, одетые в так называемом "американском стиле".
-В центре - стиляги, рассматривающие витрины.
-Справа - стильно и дорого одетый молодой человек.


В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил»(№7) появился фельетон Д.Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался вечер в студенческом клубе, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пестрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов.

Таким образом, термин стиляга не только потеснил самоназвание «штатник», но и полностью заменил его.


-Слева - модно одетый артист И.Дмитриев. Конец 1940-х гг.
-Справа - студент-джазмен. 1950 гг.


Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с америкнского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях».


-Слева - стиляга образца 1940-х гг.
-Рядом - журналы мод 1940-х гг.


Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д.Г. Беляева:
«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зеленые; таких широченных штанов канареечно горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши. Юноша оперся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки...»


Американские открытки 1940-х гг.

Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук – «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик – тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты».

В качестве обуви в среде стиляг приветствовались ботинки на высокой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».

Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.


-Слева - Реконструкция обстановки 1950-х гг.
-Справа - Модные туфли 1940-х гг.


Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.


Американские игральные карты 1940-х гг.

В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль pin up), редкие в то время авторучки.


-Слева - Парфюмерия 1940-1950-х гг.
-Справа - Модное платье 1950-х гг.


***

Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 1940-х гг., уже подпадали под определение «безродных космополитов» : в стране шла ожесточённая борьба с «низкопоклонством перед Западом».


-Слева - реклама московского Коктейль-Холла.
-Справа - обстановка квартиры 1950-х. Реконструкция.


Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».


Картинки из "западных" журналов 1940-1950-х гг.
Справа - 'Playboy'.


На стиляг устраивали настоящую охоту дружинники (добровольные помощники милиции), а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и вовсе выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками»: стиляг ловили, стригли их под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья.

Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительноти.


Карикатуры на стиляг.

Стилягам было важно не только выделить себя из толпы при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот слэнг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг:

Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). Там же располагался знаменитый Коктейль-Холл (культовое место московских стиляг).
В Ленинграде Бродвеем был Невский проспект, в Баку — улица Торговая. Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже — городском районе.

Чувак — молодой человек.
Чувиха (чува) — девушка.

Хилять — ходить, фланировать.

Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».

Чуча — песня из культового фильма «Серенада Солнечной Долины» («Chattanooga Choo-Choo...»)


Жвачка, Кока - Кола - символы "западной" жизни.

***

А что же произошло потом? Потом пришли романтические шестидесятые, за ними - циничные семидесятые. Партийных и комсомольских деятелей всё меньше и меньше раздражали танцующие люди в цветных пиджаках.

...А в середине восьмидесятых вдруг возникла кратковременная мода на "ретро-стиль", который диктовала группа "Браво" с её романтизированным представлением о стилягах. Нет. Не так. С романтизированным представлением о той эпохе, в которую жили стиляги. Потому что очень уж много в песнях группы "Браво" солнца, синего неба и некой совершенно недосягаемой dolce vita...



Первоначально постинг был у меня, у zina_korzina
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments